РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
Новые механизмы регулирования судебно-экспертной деятельности в свете законопроекта №306504-6»
Москва 14 октября 2013 г.
Участники конференции полностью поддерживают стремление руководства страны к наведению порядка в сфере судебной экспертизы.
В тоже время, обсудив законопроект №306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», внесенный Правительством на рассмотрение Государственной Думы РФ участники конференции отметили, что законопроект носит дискриминационный характер по отношению к негосударственным экспертам, что проявляется в:.
- противопоставлении государственных и негосударственных экспертов;
- различных квалификационных требованиях к одним и другим;
- различных подходах и проверке знаний и навыков негосударственных и государственных экспертов;
- ограничению негосударственных экспертных организаций по организационно правовой форме;
- отсутствие мер государственной защиты негосударственных экспертов;
- и др.
Участники конференции решили:
- Внести в закон следующие изменения
- Пункты 8) и 9) статьи 1 – исключить.
- Пункт 12) Статьи 1 изложить в следующей редакции:
Экспертная специальность - комплекс знаний, умений и навыков, приобретаемых лицом в процессе получения высшего профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Статью 2 изложить в следующей редакции:
Судебно-экспертная деятельность - это организация, производство, научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы.
4. Статью 4 изложить в следующей редакции:
Статья 4. Основная задача судебно-экспертной деятельности.
Основной задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний.
5. Объединить статью 4 и статью 5 под общим названием: Основная задача и содержание судебно-экспертной деятельности.
6. Изложить пункт 3) статьи 5 в следующей редакции:
3) организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы, подбор кадров, их профессиональное обучение и аттестация, повышение квалификации судебных экспертов
7. Изложить статью 10 в следующей редакции
Статья 10. Обоснованность, объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований.
1. Эксперт проводит исследования объективно, всесторонне и в полном объеме, в пределах соответствующей экспертной специальности.
2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов/
8. Статью 11 – исключить
9. Часть 1 статьи 13 изложить в следующей редакции
1. Судебно-экспертными организациями могут быть организации любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и отвечающие требованиям данного Закона.
В последующих частях изложить особенности в требованиях к государственным и негосударственным судебно-экспертным организациям:
2. Государственные судебно-экспертные организации.
и
3. Негосударственные судебно-экспертные организации.
10. Часть 2. статьи 13 сделать Частью 3. и изложить в следующей редакции:
3. Негосударственными судебно-экспертными организациями могут быть организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающие требованиям данного Закона. В штате негосударственной судебно-экспертной организации должно состоять не менее 3(трёх) работников, аттестованных на право производства судебных экспертиз, и для которых данное место работы является основным. Иные работники вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность как индивидуальные предприниматели либо в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 настоящего Федерального закона.
11. Часть 3 и часть 4 статьи 13 – исключить.
12. Часть 8 статьи 13 – исключить, перенеся ее в статью 34.
13. Часть 1 Статьи 14 – исключить.
14. Часть 2 Статьи 14 изложить в следующей редакции:
2. Руководителем судебно-экспертной организации может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и успешно прошедший государственную аттестацию в области судебной экспертизы.
15. Часть 3 Статьи 14 дополнить словами:
«……а также имеющее в своей биографии судимость за корыстные или особо опасные преступления».
16. Изменить редакцию части 1 статьи 15, используя формулировки пункта 11) статьи 1 и части 1 статьи 16 законопроекта. Изложить часть 1 данной статьи в следующей редакции:
1. В качестве судебного эксперта может выступать гражданин Российской Федерации, обладающий комплексом знаний, умений и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла и соответствующий требованиям настоящего Федерального закона.
17. Изложить часть 2 статьи 15 в следующей редакции.
2. Правом производства судебных экспертиз наделяются физические лица, аттестованные на право производства судебных экспертиз в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
18. Изложить часть 3 статьи 15 в следующей редакции:
3. Лицо, которое обладает специальными знаниями, но не аттестовано на право производства судебной экспертизы, может быть назначено судебном экспертом при условии предоставления по требованию органа или лица, имеющего право назначать судебную экспертизу, сведений, касающихся возможности производства судебной экспертизы (в том числе о наличии необходимой материально-технической базы), а также имеющихся документов об образовании, специальности, экспертной специальности, наличии стажа экспертной работы и иных данных, свидетельствующих о его компетентности и надлежащем уровне квалификации.
19. Дополнить статью 15 частями 4 и 5:
4. Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица:
1) признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие судимость за совершение умышленных преступлений.
2) уволенные с государственной службы или муниципальной службы, а также из судебно-экспертных организаций в связи с утратой доверия или разглашением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации;
3) действие аттестата на право производства судебных экспертиз которых приостановлено или прекращено.
5. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта определяются процессуальным законодательством.
20. Изменить название статьи 16 на:
Статья 16. Требования, предъявляемые к судебному эксперту.
21. Часть 1 и 2 статьи 16 – исключить.
22. Изложить статью 16 в следующей редакции:
Статья 16. Требования, предъявляемые к судебному эксперту.
1. Физическое лицо может быть аттестовано на право производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности при условии его соответствия следующим требованиям:
1) наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля;
2) наличие опыта работы по специальности не менее 5 (пяти) лет;
3) наличие квалификационного аттестата эксперта или специалиста, выданного профильным министерством (ведомством) на федеральном уровне, а в случаях предусмотренных законом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При отсутствии процедур аттестации в органах государственной власти, указанных в пункте 2) части 1 настоящей статьи, допускается подтверждение квалификации национальными объединениями саморегулируемых организаций для сложившихся на обязательной основе саморегулируемых сфер деятельности;
4) знание теории судебной экспертизы, процессуального законодательства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих судебно-экспертную деятельность;
5) наличие гражданства Российской Федерации;
6) отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений.
2. В экспертно-криминалистических подразделениях в сфере внутренних дел к проведению судебных экспертиз допускаются также лица, имеющие среднее профессиональное образование по специальности "судебная экспертиза".
23. Изложить статью 17 законопроекта в следующей редакции:
Статья 17. Аттестация на право производства судебных экспертиз
1. Аттестация на право производства судебных экспертиз проводится в форме проверки соответствия кандидата установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
2. Перечень экспертных специальностей для аттестации на право производства судебных экспертиз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
При утверждении экспертных специальностей устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию или Общероссийском классификаторе специальностей высшей научной квалификации.
3. По итогам аттестации федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности, выдают аттестаты на право производства судебных экспертиз либо принимают решение об отказе в выдаче такого аттестата с указанием причин отказа.
Решение об отказе в выдаче аттестата на право производства судебных экспертиз может быть оспорено в судебном порядке.
4. Аттестат на право производства судебных экспертиз действует на всей территории Российской Федерации.
Срок действия аттестата на право производства судебных экспертиз составляет пять лет. Не позднее трех месяцев до истечения срока действия аттестата аттестованное лицо вправе обратиться с заявлением о продлении срока действия аттестата в орган, выдавший аттестат, в порядке, установленном этим органом.
5. Порядок аттестации на право производства судебных экспертиз, порядок продления срока действия аттестата, а также форма аттестата устанавливаются Правительством Российской Федерации.
24. Дополнить законопроект статьей 17.1:
Статья 17.1. Прекращение действия аттестата на право производства судебных экспертиз
1. Действие аттестата на право производства судебных экспертиз прекращается выдавшим его органом, уполномоченным в области судебно-экспертной деятельности, по следующим основаниям:
1) представление лицом для прохождения аттестации документов, содержащих заведомо ложные сведения;
2) вступление в законную силу обвинительного приговора суда или освобождение аттестованного лица от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным статьями 75-78, 84 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) наличие выявленных в установленном порядке более двух нарушений аттестованным лицом законодательства Российской Федерации при производстве судебной экспертизы в течение года или в течение срока действия аттестата – более трех нарушений;
4) признание аттестованного лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
5) подача аттестованным лицом заявления об аннулировании аттестата на право производства судебных экспертиз;
6) утрата аттестованным лицом гражданства Российской Федерации.
2. Действие аттестата на право производства судебных экспертиз приостанавливается выдавшим его органом, уполномоченным в области судебно-экспертной деятельности, в случаях приостановления или прекращения действия квалификационного аттестата, подтверждающего профессиональную квалификацию эксперта.
Действие аттестата на право производства судебных экспертиз возобновляется после устранения аттестованным лицом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия аттестата.
3. Порядок и условия прекращения, приостановления и возобновления действия аттестата на право производства судебных экспертиз устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Решение органа государственной власти, уполномоченного в области судебно-экспертной деятельности, о приостановлении или прекращении действия аттестата на право производства судебных экспертиз может быть обжаловано в судебном порядке.
Обжалование решения о приостановлении или прекращении действия аттестата на право производства судебных экспертиз не приостанавливает его исполнение.
25. В части 1 статьи 18 заменить слова «получивших сертификат компетентности» словами «аттестованных на право производства судебных экспертиз»;
26. В части 1 статьи 18 заменить слова «государственных судебных экспертах» словами «работниках (должностных лицах) государственных судебно-экспертных организаций».
27. Часть 2 статьи 18 изложить в следующей редакции:
2. Орган или лицо, имеющие право назначать судебную экспертизу, поручает производство судебной экспертизы судебно-экспертной организации (подразделению), руководитель которой поручает ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данной организации (подразделения), сведения о которых внесены в государственный реестр судебных экспертов.
28. Часть 3 статьи 18 – исключить.
29. Часть 4 статьи 18 – исключить.
30. Часть 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:
4. Эксперт, работающий в государственной судебно-экспертной организации (подразделении), также не вправе:
1) принимать поручения о производстве судебной экспертизы и иные поручения, связанные с его должностными обязанностями, непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственной судебно-экспертной организации (подразделения);
2) осуществлять производство судебных экспертиз вне государственного судебно-экспертного организации (подразделения).
31. Пункт 4) части 2 статьи 29 изложить в следующей редакции:
4) сведения об экспертах, выполнивших судебную экспертизу (фамилия, имя, отчество, образование, учебное заведение, год окончания, № диплома, специальность, занимаемая должность, сведения о квалификационном аттестате и об аттестате на право производства судебных экспертиз с указанием экспертной специальности, номера аттестата, органа, его выдавшего, даты выдачи, стаж экспертной работы по данной экспертной специальности, ученая степень, ученое звание).
32. Дополнить часть 2 статьи 29 пунктом 4.1).
4.1) сведения о судебно-экспертной организации (подразделении), если эксперт, выполнивший судебную экспертизу, является работником (должностным лицом) судебно-экспертной организации (подразделения).
33. Объединить части 1 и 2 статьи 32 и изложить в следующей редакции:
1. Профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование экспертов по соответствующей экспертной специальности осуществляется в образовательных организациях, обладающих лицензией на право обучения судебных экспертов, в соответствии с Законом «Об образовательной деятельности в Российской Федерации».
34. Часть 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:
3. Для обеспечения надлежащего уровня квалификации работники (сотрудники, должностные лица) судебно-экспертных организаций (подразделений) и лица, обладающие специальными знаниями, но не являющиеся работниками судебно-экспертных организаций (подразделений), аттестованные на право производства судебных экспертиз, один раз в пять лет должны пройти повышение квалификации в соответствии с экспертной специальностью и подтвердить уровень своих профессиональных знаний, в образовательных организациях, обладающих лицензией на право обучения судебных экспертов.
35. Статью 33 исключить, либо распространить её действие на все судебно-экспертные организации, соответствующие требованиям данного Закона.
36. Дополнить статью 34 частью 2 (см. часть 8 статьи 13 законопроекта).
2. Деятельность судебно-экспертных организаций (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы для иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации
37. Часть 2 статьи 37 изложить в следующей редакции.
2. Части 3 статьи 13, части 2, 3 статьи 15, статьи 16-18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.
Части 3 и 4 статьи 10 вступают в силу с 1 января 2016 года.
38. Часть 3 статьи 37 – исключить.
39. Дополнить законопроект положениями регламентирующими ценообразование и порядок оплаты судебных экспертиз, проводимых судебно-экспертными организациями и судебными экспертами.
II. Поручить организаторам конференции направить указанные изменения в заинтересованные министерства, ведомства и профильные комитеты Государственной Думы Российской Федерации от имени профессионального сообщества негосударственных экспертов и участников конференции.