о палате

Процедура регистрации организации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ была завершена 26 мая 2010 года - основной государственный регистрационный номер 1107799017556.

Оставить комментарий

Новости

22 марта 2011 г.

Рейтинг "Эксперт РА"


Рейтинговое агентство "Эксперт РА"

 Таблица 1. Список крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2010 года
Таблица 2. АКГ - лидеры в предоставлении аудиторских услуг по итогам 2010 года
Таблица 3. Общий аудит
Таблица 4. Аудит банков
Таблица 5. Аудит страховых компаний
Таблица 6. Аудит инвестиционных компаний
Таблица 7. Стратегический консалтинг
Таблица 8. Финансовый консалтинг
Таблица 9. Налоговый консалтинг
Таблица 10. ИТ-консалтинг: управленческое консультирование
Таблица 11. ИТ-консалтинг: разработка и системная интеграция
Таблица 12. Юридический консалтинг
Таблица 13. Оценочная деятельность

Шагреневый прейскурант

Очередной, составленный по итогам 2010 года, рейтинг российских аудиторов показал, что давняя проблема этого рынка – демпинг – в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут лишь саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях.

 Вартан Ханферян

 За пятнадцать лет исследования российского рынка аудиторских услуг, среди экспертов сложился консенсус по поводу набора факторов, наиболее негативно влияющих на цивилизованное развитие его участников. Главная проблема – это недобросовестная конкуренция. Именно отсутствие эффективных правил регулирования рынка влечет за собой демпинг, ухудшение качества услуг, формальный подход к аудиту. 

 Очередное ежегодное исследование рынка аудита и консалтинга свидетельствуют, что в период финансового кризиса и на нынешнем этапе восстановления спроса влияние этого комплекса факторов не только не ослабло, напротив, стало еще более заметным. Условия для этого возникли в результате резкого снижения темпов роста в секторе аудиторских услуг, где вслед за спадом в других отраслях экономики, динамичный рост масштабов бизнеса и совокупных доходов аудиторов и консультантов сменился резким замедлением. В 2009-2010 годах прирост выручки крупнейших АКГ колебался от двух до пяти процентов, против 23% в 2008 (см. «Эксперт» №11 от 2009 и 2010 гг.).

 Удар, нанесенный по рынку аудиторских услуг, был весьма серьезным, но особо жаловаться смысла не было, поскольку пострадали от кризиса все отрасли экономики. Однако в 2010 году, когда начался подъем экономики, аудиторам легче не стало. Восстановления спроса на услуги аудиторско-консультационных групп (АКГ), не привело к заметному оживлению сектора, скорее, наоборот – стало причиной нового витка ценовой войны, ведущей к общей деградации бизнеса.

 На этом фоне попытки государства с помощью законодательных инициатив изменить ситуацию встретили в профессиональном сообществе весьма противоречивый прием. В частности, в качестве заботы то ли о повышении качества аудита, то ли об уменьшении числа аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, в прошлом году все же были приняты поправки к федеральному закону «Об аудиторской деятельности» в части статьи 5 «Обязательный аудит» (подробнее см. ниже).

 В этих обстоятельствах особая ответственность за развитие сектора ложится на саморегулирующиеся организации (СРО), которые должны играть не только роль внутриотраслевого арбитра и контролера, но и коллективного лоббиста в государственных инстанциях.

 График 1. За последний год, темы роста выручки крупнейших АКГ увеличились, но не значительно

 

Прирост доходов крупнейших АКГ за последние два года

  

 

Пришли на выручку. И сразу ушли

Главным свидетельством того, что из-за ценовой войны аудиторский сектор, по сути, застрял в кризисе, могут служить сведения о выручке. Согласно данным ста крупнейших АКГ–участниц рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (см. график 1), а общая выручка - 65 млрд. рублей. Это, конечно, лучше уже упомянутых 2% по итогам 2009-го, однако на бурный рост никак не похоже, скорее, на пробуксову и стагнацию. Причина тому, как отметило большинство из опрошенных «Эксперт РА» участников рейтинга, – недобросовестная конкуренция.

 «Несмотря на замедление темпов экономического развития, спрос на аудиторские услуги растет, но в результате конкуренции, эту тенденцию существенно скорректировало сохраняющееся давление на цены»,  рассказывает партнер и руководитель отдела аудиторских услуг предприятиям нефтегазового сектора PwC в России, Игорь Лотаков. Похожего мнения придерживается и генеральный директор АКГ «Деловой Профиль» Владислав Слом: «Очевидно, все еще сказываются последствия кризиса и связанная с ними необходимость экономии средств, в том числе, за счет снижения расходов на услуги аудита и консалтинга. Клиенты склонны заказывать у одного подрядчика сразу несколько услуг (например, аудит по МСФО, аудит по РСБУ, налоговый консалтинг и арбитраж) для получения существенных скидок – до 20% от общей стоимости этих же услуг по отдельности».

 В этой ценовой войне дальше всех идти по пути демпинга оказались готовы региональные игроки, конкурирующие с федеральными аудиторско-консалтинговыми компаниями. По словам участников рейтинга, часовые ставки региональных компаний снижались на 10-15 процентов. «Демпинг и недобросовестная конкуренция остаются трендами рынка. Некоторые компании готовы выполнять работу за бесценок. Конкурируя за крупные и госзаказы, местные фирмы жестко демпингуют. А если ключевой фактор – сроки, то большое число игроков, включая крупных федеральных, готовы выполнить любую работу за один день», – резюмирует председатель совета директоров Института проблем предпринимательства, Владимир Романовский.

 Усугубляет ситуацию и пресловутый 94-й закон, регулирующий госзакупки. По мнению старшего партнера группы компаний «Нексиа Пачоли» Светланы Романовой, обязательность применения этого нормативного акта при выборе аудитора и консультанта организациями с долей госсобственности не менее 25%, а также государственными предприятиями – это прямое поощрение войны на понижение цен. «Поскольку основным критерием для выбора победителя остается стоимость услуг, то рынок получает узаконенный демпинг», – говорит г-жа Романова. «Применение 94-ФЗ приводит к существенному снижению стоимости человека-часа работы квалифицированного аудитора», – соглашается заместитель генерального директора компании «ФинЭкспертиза», Оксана Тимонина.

 В результате ценовых войн на рынке обязательного аудита в 2010 году доля выручки от общего аудита в совокупном объеме доходов ведущих АКГ начала снижаться (см. график 2), а ее годовой прирост составил около 2% (см. график 3). При этом общая выручка от аудита финансового сектора и вовсе ушла в минус (-6%). По данным участников рейтинга доходы снизились по всем трем направлениям – аудиту банков, страховых компаний и инвестиционных институтов. Изменить этот тренд без ревизии законодательства о госзакупках вряд ли возможно. Кроме того, учитывая влияние поправок, внесенных в конце прошлого года в федеральный закон об аудиторской деятельности, можно прогнозировать дальнейшее снижение выручки от услуг по обязательному аудиту.

 График 2. Темпы прироста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг участников рейтинга по итогам 2010 года

 
Наиболее востребованы услуги финансового и стратегического консалтинга

Темпы прироста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг участников рейтинга по итогам 2010 года

 

График 3. Структура выручки участников рейтинга в 2010 и 2009 гг. (без учета компаний "большой четверки" и BDO)

 

Доля выручки от аудита в совокупном доходе АКГ стала уменьшаться

 

Структура выручки участников рейтинга в 2010 и 2009 гг.

 

 

 

Судьбоносные поправки

Напомним, что данные поправки касались критериев обязательности проведения аудита. В частности, были увеличены пороговые значения выручки (с 50 до 400 млн. рублей) и суммы активов бухгалтерского баланса (с 20 до 60 млн. рублей) организаций, подлежащих обязательным аудиторским проверкам. По мнению участников рынка, влияние этих новаций на развитие сектора может быть весьма неоднозначным.

 С одной стороны, «поле», на котором работают аудиторы, становится заметно меньше. «Вступившие в силу законодательные нормы, повысившие пороговые критерии обязательности аудита, поставили на грань выживания массу частно практикующих аудиторов и небольших фирм, особенно в регионах», – говорит управляющий партнер BDO в России, Андрей Дубинский. Сокращение круга предприятий, подлежащих обязательному аудиту, приведет к уменьшению клиентской базы части аудиторских фирм. Оставшись без заказов, они будут в лучшем случае подсчитывать убытки по итогам 2011 года, а в худшем - покидать отрасль. Неудивительно, что в преддверии таких «радужных» перспектив борьба за оставшуюся клиентуру становится все острее, а готовность идти на скидки -- больше.

 С другой стороны, в среднесрочной перспективе законодательные новации могут принести пользу, способствуя зачистке сектора от «лилипутов» и повышения качества услуг аудиторов. «Вынужденный спрос снизится, и из числа потребителей аудиторских услуг уйдут компании, не нуждающиеся в качественном аудите. В итоге проаудированная отчетность станет вызывать больше доверия пользователей и послужит толчком для роста экономической активности», – считает генеральный директор АКГ «Интерэкспертиза» Магомедрасул Муртазалиев.

 Другим позитивным моментом в поправках можно считать введение новой классификации организаций, подлежащих обязательному аудиту. Если раньше обязательный аудит должны были проводить только открытые акционерные общества, акции которых обращаются на бирже, то теперь под обязательный аудит попадают любые ОАО, а также компании, акции которых обращаются на бирже. То есть вместо одной категории юрлиц, теперь получилось два пересекающихся, но не тождественных множества. В чем выгода? Вероятно, что потенциальный совокупный спрос обоих категорий на услуги обязательного аудита может оказаться даже больше, чем раньше, прежде всего за счет нелистингованных ОАО.

 Несмотря на общий негативный фон, необходимо отметить также и ряд позитивных тенденций на рынке аудита и консалтинга. За последний год сократилось число участников рейтинга с отрицательной динамикой роста выручки: по сравнению с прошлогодним списком оно снизилось почти в два раза, с 53-х до 33-х групп.

Первые ласточки

От послекризисного оживления в российской экономике больше всего выиграли компании, представленные в трех сегментах аудиторско-консультационного бизнеса: финансовом управлении, стратегическом планировании и организационном развитии, а также налоговом и юридическом консалтинге.

 Наиболее стремительно доходы ведущих АКГ росли от финансового и стратегического консалтинга. Прирост годовой выручки здесь составил порядка 23% и 21% соответственно, а совокупные доходы по сегментам – около 5-ти и 2.2 млрд рублей соответственно. По мнению участников рынка, рост спроса в данном сегменте был в значительной степени спровоцирован именно кризисом, подтолкнувшим компании к оптимизации своей деятельности. «Сегодня все большее число клиентов оказываются перед необходимостью сформировать эффективную операционную, финансовую, учетную и информационную структуру для обеспечения роста. Многие клиенты во всех отраслях изучают новые потребительские сегменты, каналы сбыта и продукцию, а также соответствующие модели бизнеса, организационные и операционные модели», – считает партнер и руководитель отдела консультационных услуг PwC в России, Джеффри Николсон.

 По мнению Оксаны Тимониной, сходными причинами обусловлен и рост спроса на разработку методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Участники рынка также отмечают, что востребованными остаются услуги по реструктуризации и финансовому оздоровлению, управлению рисками, консультации в области финансового менеджмента, а также созданию общих центров обслуживания. В частности, серьезным стимулом для развития сегмента финансового управления (и уже не первый год), остается аутсорсинг учетных функций, применяемый компаниями-заказчиками для повышения эффективности своей деятельности и снижения затрат.

 Достаточно динамично развивались и сегменты налогового и юридического консалтинга – совокупно по двум сегментам, темпы роста выручки от оказания данных направлений консалтинга составили в 2010 году 13%. Всего за год на услугах по юридическому консалтингу участникам рейтинга удалось заработать порядка 3,5 млрд. рублей. Рост спроса на услуги юридического консалтинга в значительной степени был обусловлен масштабной сменой собственников активов, а также сделками на рынке слияний и поглощений в кризисный и посткризисный периоды. По словам Николая Литвинова, директора департамента аудита и консалтинга компании «UHY Янс-Аудит», кризис выявил неэффективность одних компаний и накопленный потенциал других: «На этом фоне в 2010-м году активизировались процессы слияний и поглощений, ликвидации и реорганизации бизнеса. С этим связано увеличение спроса на юридические услуги и консалтинг в области M&A».

 Всплеск сделок по слиянию и поглощению подтолкнул вверх и спрос на услуги по комплексной юридической проверке и оценке. Причем спрос рос как со стороны компаний, заинтересованных в привлечении средств, так и со стороны инвесторов. «Особенно стоит отметить рост спроса на услуги Due Diligence со стороны компаний с государственным участием, что связано с курсом на повышение доходов бюджета от управления государственной собственностью», – поясняет генеральный директор АКГ «Интерком-Аудит», Юрий Фадеев.

 Не снижается потребность и в услугах налогового консалтинга – за год от их реализации участникам рейтинга удалось заработать по меньшей мере 4,7 млрд рублей. Спрос на данный вид услуг можно назвать наиболее стабильным с точки зрения его динамики – переплачивать в бюджет налоги или попадать под штрафы компании очень не любят. В кризис, когда с доходами туго, эта нелюбовь только обостряется. «В кризисной ситуации бестселлером стал налоговый аудит. Компаниям важно быть уверенными в корректности произведенных налоговых выплат в условиях продолжающегося дефицита средств на развитие. Заказчики также уделяют серьезное внимание и юридической защищенности, привлекая консультантов для сопровождения сделок и участия в судебных разбирательствах, в том числе по налоговым спорам», – резюмирует г-н Фадеев.

 Динамичное развитие отдельных сегментов аудиторского и консультационного бизнеса, однако, не может служить утешением при оценке общих итогов развития сектора. Опыт, накопленный в ходе многолетних наблюдений за российским рынком аудита, дает нам основания утверждать, что ни рыночные силы, ни государство пока не смогли решить здесь проблему недобросовестной конкуренции. В этой ситуации, особая ответственность ложится на профессиональное аудиторское сообщество и единственный инструмент, которым она сейчас располагает, – саморегулируемые организации.

 

График 4. Объем выручки крупнейших АКГ России от МСФО-услуг в 2010 и 2009 гг. (без учета компаний "большой четверки")

 Спрос на услуги в области МСФО восстанавливается

 

Объем выручки крупнейших АКГ России от МСФО-услуг в 2010 и 2009 гг. (без учета компаний большой четверки)

 

График 5. Структура выручки от услуг в области МСФО участников рейтинга по итогам 2010 года

 
Половина доходов от МСФО-услуг приходится на аудит

 

Структура выручки от услуг в области МСФО участников рейтинга по итогам 2010 года

 

 

 

 

Наедине с собой

Еще летом 2007 года был принят закон, отменяющий лицензирование аудиторской деятельности с 1 июля 2008 года. На смену лицензированию должно было прийти саморегулирование, для чего требовалось принять новую редакцию закона «Об аудиторской деятельности». Но работа над ней сильно забуксовала, и окончательно лицензирование было отменено лишь с 1 января 2010 года. Все это время в профессиональном сообществе шли дискуссии о роли и методах работы СРО, которые, по замыслу, должны были взять на себя функции регулятора: способствовать цивилизованному развитию рынка, обеспечивать стабильность работы аудиторских структур, выявлять недобросовестных участников рынка, решать любые спорные вопросы.

 Дискуссии закончились лишь в конце прошлого года с принятием новой редакции закона. И сегодня СРО уже работают, но признать их деятельность полностью удовлетворительной вряд ли кто решится. Несмотря на то, что в СРО уже имеются и комитеты по этике, и отделы по вопросам качества и дисциплинарной ответственности, период формирования институтов саморегулирования пока далек от завершения. Организации наращивают численность своих рядов, решают вопросы налаживания внутренней работы – в общем, извинительная организационная суета.

 Гораздо менее извинительным является то, что подчас эта организационная слабость становится прикрытием для явной необъективности СРО при оценке своих членов. По мнению Владимира Романовского, «надеяться на то, что СРО, наделенные полномочиями контроля за деятельностью аудиторов, решат все проблемы, не приходится. Ведь давать отрицательную оценку состоящим в них аудиторским компаниям не в интересах СРО». Есть у участников рынка к деятельности СРО и другие претензии. «Пока что основной упор СРО делают на проверке качества услуг и на повышении профессионального уровня аудиторов. Для расширения перспектив национального рынка аудита и консалтинга хотелось бы, что бы СРО уделяли большее внимание борьбе с демпингом, чтобы у всех участников рынка появилось четкое представление о принципах ценообразования», – говорит Владислав Слом.

 Мысль продолжает президент компании ФБК (PKF), Сергей Шапигузов: «По моему мнению, СРО недостаточно требовательны к аудиторам. Они могли бы быть более эффективными в выполнении своих прямых функций: контроле качества услуг, соблюдения этического кодекса, в борьбе с демпингом. Конкретно, СРО могли бы, приняв согласованное решение, расширить информацию реестров аудиторских фирм, добавив данные по численности аттестованных аудиторов и результатам их финансовых деятельности, принадлежность фирмы к определенной группе фирм».

 При этом важно, что бы эта и другие проблемы решались на уровне аудиторского рынка в целом, через гармонизацию требований всех саморегулируемых организаций к контролю качества, повышению квалификации аудиторов. Знаковым в этой связи стало создание в 2010 году Национального Совета по аудиту, призванного координировать действия всех аудиторских СРО и подписание саморегулируемыми организациями «Совместного решение о координации действий по проведению контроля качества работы и противодействию недобросовестной конкуренции», предусматривающего «принципиальный подход при рассмотрении дел дисциплинарного характера к лицам и организациям, осуществляющим недобросовестную конкуренцию и позорящим профессию». «Недобросовестные участники рынка, не обеспечивающие качество услуг, будут проверяться первыми», – поясняет смысл формулировки Рустам Салаватов, руководитель практики «Аудит» компании «КСК Групп».

 Часть из проинтервьюированных нами аудиторов оптимистично оценивают перспективы деятельности СРО. Этап конкуренции между СРО за привлечение членов сейчас уже подходит к концу, поэтому неизбежно начнется ревизия прежних либеральных подходов к контролю качества. «Пока это мало пугает некоторых членов, активно «инвестирующих» в своих аудиторских клиентов путем обслуживания их по расценкам ниже себестоимости. Как только рынок услышит о громких делах по исключению наиболее одиозных аудиторских фирм из СРО, можно будет реально говорить о том, что «лед тронулся», – считает Андрей Дубинский. По его информации, острые дебаты сейчас идут и в отношении путей консолидации усилий СРО, унификации подходов и условий работы с аудиторами. Все больше сторонников появляется у давней идеи создания единой мощной СРО, что помогло бы избежать распыления усилий и более успешно решать наболевшие проблемы, тормозящие развитие аудиторской деятельности.

 

Источник: http://www.raexpert.ru/



‹‹‹ Все новости





Оставлять комментарии на сайте могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите простую процедуру регистрации.
Оставить комментарий